Фотокина 2012 / Photokina 2012

Показать текстСкрыть текст

В общем и целом, выставка произвела спокойное впечатление. В отличие от предыдущих ощущения интриги не было. Это отражает общую ситуацию в области фототехники, которая, на мой взгляд, стабилизировалась и даже начала вызывать некоторую скуку. Возможно, что это ощущение вызвано несравнимостью прогнозируемых перемен (а они есть) с теми, которые наблюдались в действительно переломную эпоху перехода с пленки на цифру. Отблески этой эпохи на Фотокине присутствовали в виде стенда Кодак. Американский производитель был представлен не с таким размахом, как раньше, его стенд по размеру был сравним с расположенным напротив стендом многоядной немецкой торговой фирмы Hama. Однако на стенде Кодака нашелся и уголок (в буквальном и переносном смысле) для пленочного ассортимента, представленного цветными и черно-белыми негативными пленками. Я даже отметил появление новой профессиональной пленки Ektar (произошедшее, естественно, задолго до этого, но как-то до сих пор ускользавшее из зоны моего внимания, что само по себе говорит о многом).

Другой отзвук прежней эпохи олицетворяли производители пленочных камер, причем исключительно уникального класса. Брэнд Voigtländer предложил очередную среднеформатную дальномерную камеру Bessa III W с встроенным объективом 55/4,5. Камера оказалась на удивление компактной и легкой, и с этой точки зрения вполне годится для ношения в качестве второй или третьей. Механический переключатель позволяет выбирать между форматами 6х6 и 6х7, причем картинка в видоискателе также меняется. Фирма с малознакомым названием DHW представляла традиционный ассортимент камер марки Rolleiflex, включая узнаваемые двуглазые творения, на этот раз даже в цвете. Одновременно, на выставке присутствовала фирма с более известным названием Rollei, которая предлагает дешевые китайские подделки непонятного назначения, причем с 1920 года, как гордо гласит надпись над стендом.

Неожиданно широким оказалось присутствие другой, «промежуточной» технологии, а именно мгновенной химической фотографии. Кроме камер Instax фирмы Fujifilm, которым, похоже, время не указ, вновь появился легендарный брэнд Polaroid, причем не с цифрокомпактами, как раньше, а с настоящими полароидами. Кому эта марка служит на этот раз, я выяснять не стал.

Псевдоинтрига: Nikon D600 vs. Canon EOS 6D

Интригой, судя по всему привлекшей наибольшее внимание массовой публики, оказалось противостояние недорогих полно(мало)форматных цифрозеркалок от Canon (EOS 6D) и Nikon (D600). Основная новация обоих, однако, была не технического, а экономического плана, а именно, мнимая доступность более широким слоям фотографов. Но даже эта интрига носит искусственный характер. Свою новую камеру Никон предложил под громким лозунгом «I am a game changer». Цена D600 с китовым объективом среднего класса (24-85/3,5-4,5) составляет примерно 2500 евро. Но таковой же в последние годы была цена вполне сравнимого Canon EOS 5D Mk II c профессиональным 24-105/4, представленного еще на Фотокине 2008 (!). Поэтому в чем заключается прорыв, осталось загадкой, если не считать судьбы людей, крепко подсевших на никоновскую систему, для которых любое послабление со стороны компании будет «game change». Ситуация с Кэноном еще проще. Полноформатная камера по «доступной» цене – EOS 6D – является таковой лишь по сравнению с EOS 5D Mk III, в то время как Mk II стоит меньше и – я уверен – отвечает потребностям подавляющего большинства фотографов, как любителей так и профессионалов. За что Кэнон собирается брать больше денег, кроме как для повышения прибылей акционеров, для меня осталось загадкой.

Впрочем EOS 6D порадовал меня с точки зрения одного конкретного усовершенствования классического процесса фотосъемки. Автофокус этой камеры работает при уровне освещенности –3 EV. Для демонстрации этого Кэнон построил специальную темную комнату, в которой можно было испытать новую камеру. Действительно, камера уверенно наводилась на едва проступающие в темноте силуэты, но отказывалась наводиться на темные углы помещения, что подтверждало активацию настройки «Приоритет АФ». Так как слот для карточек был заклеен липкой лентой, то снимок из этой комнаты, представленный ниже, был сделан моей А700 исключительно с целью демонстрации уровня освещенности. А700 тоже не испытывала проблем с фокусировкой, но по другой причине: радостно-красная сеточка встроенной подсветки АФ без перебоев работает в самой глубокой темноте, но до определенного расстояния. При использовании классической зеркальной камеры наведение на бесконечность в темноте является серьезной проблемой с объективами, не имеющими соответствующего механического ограничения. Новый, более чувствительный автофокус EOS 6D в сочетании с работой на высоких ISO сможет действительно расширить возможности для фотосъемки. Ради полноты картины заметим, что работа автофокуса при –3 EV декларируется и для некоторых других камер, например, Pentax K-5 II.

Вообще история с появлением и представлением EOS 6D осталась загадочной: сложилось впечатление, что Кэнон выжидал следующего шага со стороны Никона, пойдет ли тот на удорожание полноформатной цифры или нет. Так как Никон не пошел, как минимум, в той степени, как это сделал Кэнон с Mk III, то последнему пришлось быстро отыгрывать назад и предлагать альтернативу D600. Хотя EOS 6D присутствовал на выставке, делать пробные снимки было запрещено, а проспектик на камеру, выпущенный средствами оперативной печати, свидетельствовал о большой спешке. В продажу эта камера пойдет где-то к концу текущего года, в то время как D600 продается уже вовсю.

Цифровая фототехника становится более разнообразной

С точки зрения развития рынка более значимой, на мой взгляд, является другая тенденция. В какой-то момент на массовом рынке оказались доминирующими две категории камер: простые цифрокомпакты и цифрозеркалки начального и среднего уровня. Разница между отдельными камерами/системами внутри этих категорий была непринципиальной, хотя в отдельную подкатегорию можно было бы выделить цифрокомпакты с телезумом. Поэтому выбор резко упростился и свелся к дихотомии: какой-то цифрокомпакт или какая-то цифрозеркалка. Сейчас ситуация вновь усложняется. Рынок простых цифрокомпактов (отличительный признак: матрица размером 1/2,33) демонстрирует признаки угасания, так как его героев теснят альтернативы. Так мобильные телефоны заменяют самые простые камеры. Одновременно с этим появился целый класс разнообразных решений, в прежнюю дихотомию не укладывающихся.

Во-первых, это самые разные цифрокомпакты более высокого уровня. Конечно, они присутствуют на рынке уже не первый год, но степень их разнообразия в последнее время резко увеличилась. Это не только камеры с матрицей 1/1,7 (Canon S90/95/100/110, Gxx), но и 2/3 (Fujifilm X10, X-S1, XF1), 1 (Sony RX100), 1,5 (Canon G1 X), APS-C (Fujifilm X100) и последний писк – полноформатная «узкопленочная» цифромыльница Sony RX1. Эта камера могла бы стать хитом выставки, но ее скромное представление за стеклом, продемонстрировало вообще-то несвойственный этому производителю стиль understatement (уже потом в форумах я прочитал, что один-единственный работающий образец все-таки периодически представляли заинтересованной публике). Продвинутый цифрокомпакт во многих ситуациях может заменить системную камеру и даже стать основной или единственной, причем не только для махрового любителя.

Во-вторых, кроме цифрокомпактов, т.е. камер со встроенными объективами, развивается направление беззеркалок со сменной оптикой. Здесь я упомяну лишь впечатления от стенда Fujifilm. Система с байонетом X пользовалась большой популярностью, чему способствовало появление новой, недорогой камеры X-E1. По моей оценке можно говорить о том, что эта новая система заняла свое место на рынке.

Цейс расставляет приоритеты по-новому

Фирма Zeiss предложила новую линейку автофокусных объективов для байонета E (Sony NEX) и X (Fujifilm), анонсировав выпуск трех моделей. Причем эти объективы могут оказаться интересной альтернативой «родной» оптике. В последнее время все больше объективов разрабатываются в расчете на обязательное использование последующей программной коррекции геометрических искажений, дисторсии. Если эту коррекцию не проводить, то искажения могут достигать серьезной величины. Например, для объектива Fujinon XF 18/2 R они составляют –4,8 проц. по версии photozone.de или совершенно чудовищные –5,28 проц. по версии lenstip.com, а для макро-объектива Fujinon XF 60/2,4 R также недопустимые 2,31 проц. Так как новые цейсовские объективы предназначены для использования с разными системами, разработчики не могут рассчитывать на применение определенного алгоритма коррекции и (в том числе) по этой причине им была поставлена задача добиться максимального оптического качества сразу, «без костылей». Предел искажений по внутренней спецификации этой фирмы не может превышать 3 проц., и – можно ожидать – будет существенно меньше для запланированного макро-объектива.

Данная линейка объективов также интересна тем, что это первые автофокусные объективы от Цейса, продвижением которых будет заниматься сама компания. Однако на вопрос, следует ли ожидать подобных продуктов для классических байонетов, ответ был отрицательным. Заметим, что Цейс перестал предлагать объективы для байонета K, в то время как объективы для Кэнона и Никона продолжают развиваться, и теперь оснащаются определенной электронной начинкой, позволяющей использовать их более эффективно. Бросается в глаза, что Цейс до сих продвигает свою систему Zeiss Ikon, состоящую из первой и пока единственной пленочной камеры и 11 объективов для используемого в этой камере лейковского байонета M. Создается впечатление, что камера здесь нужна лишь в качестве алиби, возможное объяснение чему приводится ниже.

Бум адаптеров, или «объективные» капиталовложения

Ситуация с беззеркалками интересна со следующей точки зрения. Можно говорить о том, что вокруг леечного байонета M образовалась целая экосистема: объективы разных категорий цены и качества (Voigtländer, Zeiss, собственно Leica), камеры от разных производителей, переходники разной функциональности. Ядро этой системы образуют объективы, в то время как камеры можно менять произвольным образом, и в случае, если какой-то производитель уйдет или разонравится, можно приобрести камеру другого. Иными словами объективы с байонетом M остаются надежным капиталовложением и в цифровую эпоху.

Вообще можно отметить всеобщее увлечение адаптерами, естественно, среди тех, кто понимает, о чем идет речь. На этом фоне старые объективы давно прикрытых систем, вроде неавтофокусного Contax или Minolta MD, приобрели вторую жизнь, не говоря уже о вечно юном байонете К.

Стекло и металл опять в моде

Корейская фирма Samyang (или ее польский дистрибъютор, что не столь важно) была представлена на собственном, довольно обширном стенде. За несколько лет кропотливого труда этой фирме удалось занять и расширить свое место на рынке. Так уже довольно давно продаваемый объектив 14/2,8 пользуется неплохой репутацией, вдогонку ему незадолго перед Фотокиной был анонсирован 10/2,8. Хитом может оказаться новый Tilt-and-Shift 24/3,5, про который в проспекте было написано «the first ‹affordable› tilt shift lens ever». Если обещание будет сдержано, этот объектив способен дать тысячам фотографов-любителей возможность опробовать методы фотосъемки, про которые они до сих пор могли читать только в книжках.

Успех Samyang, сделавшего ставку на стекло и металл, наводит на неизбежные мысли о судьбе российской промышленности. Красногорский механический завод (КМЗ), кстати, на выставке тоже присутствовал. Здесь можно было получить проспекты на несколько неавтофокусных объективов, ни один из которых, насколько я могу судить, не был разработан позднее начала/середины 1990-х годов. Единственной относительной новинкой был прототип цифровой камеры, предназначенной заменить знаменитый Horizon. Эта новая камера использует три фиксированных объектива с тремя матрицами, сшивка картинок которых должна приводить к появлению панорамного изображения. Таким образом, завод, несмотря на свое историческое название, предпочел механическому варианту решения программное. Я не уверен, что имеющаяся у предприятия компетенция сможет содействовать успешному продвижению именно по этому пути. В наше противоречивое время имеющийся у меня объектив Гелиос 44M-6 по своему исполнению, хаптике (= тактильным ощущениям), играет в той же лиге, что и дорогие Цейсы.

Вкратце об остальном

На стенде Sony мы сразу договорились со скучающим стендистом о том, что оптический видоискатель моей α700 несравненно лучше, чем электронный α99. Кроме многочисленных объективов Sigma представляла свои последние цифрокомпакты Merrill DP1 и DP2 с сенсорами на базе технологии Foveon, которые, в отличие от Кэнона, можно было пробовать со своей карточкой, что неудивительно, так как они наконец-то, после долгого периода анонсов и обещаний, пошли в широкую продажу. К моему удивлению, к пользовательскому интерфейсу этих камер мне пришлось приспосабливаться.

Фирма Kaiser, предлагающая широкий спектр разнообразного фотооборудования, наконец воплотила в индустриальные образцы то, что пользователи давно изготавливают с помощью подручных средств: серия eVision охватывает ряд репроштативов с встроенной подсветкой на «просвет» для пересъемки прозрачных оригиналов, например, фотопленок. Впрочем, ориентировочные цены в районе 1000 евро и выше вряд ли позволят большинству фотолюбителей отказаться от своих доморощенных технологий.

Hasselblad вернулся к корням, причем в почти буквальном смысле. Эта шведская фирма решила сосредоточиться на том, в чем скандинавы были сильны традиционно – деревообработке, предложив широкий ассортимент нарядных деревянных накладок для камер Sony NEX. На этом фоне выставленные неподалеку свидетели прошлой славы, классические камеры Hasselblad, поблескивали своим металлом особенно скептически.

Двуликость новоявленного «Януса» Ricoh/Pentax символизировалась соответствующими бумажными пакетами, с брэндом Ricoh c одной стороны и Pentax – c другой. Однако прежние черные пакеты от Pentax мне нравились больше, в том числе из-за длинных веревочных ручек, которые позволяли носить их через плечо. На мой взгляд, в неформальном конкурсе фирменных пакетов они лидировали с большим отрывом. Победоносного шествия 3D на Фотокине я не заметил.

По моим впечатлениям посещаемость выставки была ниже, причем точно об этом же пишут в он-лайновых форумах. Однако официальная статистика иная: число посетителей по сравнению с 2010 годом выросло со 181,5 до 185 тыс. А вот «полевые» наблюдения, показывающие дальнейшее снижение числа экспонентов, статистически подтверждаются: число участников выставки снизилось с 1251 до 1158.

Картинок в ряд: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | .. | 41 

Каждая вторая тут должна была быть женщиной, или квота все же не правит миром?
Кодак еще тут...
...но он исчезнет, а Hama останется
На презентацию пришли в основном свои
Пленочный ассортимент, скромно, но пока он есть
Средний формат в цифровую эпоху
Лаконичная экспозиция...
...но камеры цветные
С 1920 года фирма Rollei предлагает...
...вертолеты из отдела игрушек и...
...товары эзотерического назначения
Мгновенность результата всегда притягивает
Полароид опять взялся за прежнее
Технология не только для выставок
Справится ли АФ в этой темноте?
Хотя Цейс и не строит туннельных микроскопов...
Последние достижения шведских технологий
Ни дерева, ни пластика... [1]
Ни дерева, ни пластика... [2]
Космическая романтика давно минувших дней
Алфавитная последовательность
Полноформатный объектив для минимальной матрицы [1]
Полноформатный объектив для минимальной матрицы [2]
Полноформатный объектив для минимальной матрицы [3]
И эти корейцы тоже выбились в люди
А что еще осталось кроме торговой марки?..
Три глаза пока не было ни у кого
Вначале они катали шары...
...а потом ими жонглировали
Заманить привередливого посетителя непросто
Очередной символ непотопляемости?
За что он ее так?..
Все шире и шире
Кто в домике живет?
Фотовыставка = выставка фотографий [1]
Фотовыставка = выставка фотографий [2]
Фотовыставка = выставка фотографий [3]
Странный ряд [1]
Странный ряд [2]
Странный ряд [3]
Вот так представляется Россия зарубежному зрителю

Все снято на Sony α700 + Tamron AF 17-50/2,8 / All pictures taken with Sony α700 + Tamron AF 17-50/2,8

На первую страницу  |  Фотография