Фотокина 2016 / Photokina 2016

Показать текстСкрыть текст

Подъем фотоиндустрии, начавшийся в момент перехода с пленки на цифру, длился недолго. Он позитивно отразился на характере Фотокин в 2008-2012 годах, но уже в 2014 году было ощущение приближающегося кризиса. Первая серьезная потеря – де факто ликвидация фотонаправления фирмы Самсунг, хотя скептики могут не согласиться с этой оценкой (в смысле потери, не в смысле ликвидации). Это событие является поводом вкратце сравнить выход на рынок и участие в Фотокинах двух корейских компаний: Самсунг и Самъянг (Samyang).

Samsung vs. Samyang

В предыдущие годы экспозиция Самсунга была одной из самых больших по площади. Меня не удивит, что она могла оказаться даже самой большой. При этом посетителей было совсем немного, судя по-всему, компании так и не удалось найти ключик к душе фотолюбителей. Выводы были сделаны радикальные. На последней Фотокине Самсунг отсутствовал вообще. Имя компании можно было найти лишь через электронный каталог у какого-то невнятного и всеядного дистрибъютора.

Самъянг, выпускающий неавтофокусные объективы, прошел противоположный путь. Вначале фирма была скромно представлена своим польским дистрибъютором. Масштабы экспозиции постепенно росли и вот в 2016 году фирма впервые приехала сама и заняла достаточно внушительный для нишевого производителя стенд.

Сравнение стратегий развития обеих компаний поучительно. Самсунг тратил огромные деньги на маркетинг, это не только гигантские выставочные площади на Фотокине, но и покупка прав на использование красивых немецких имен вроде Schneider Kreuznach, сотрудничество с Пентакс, который делал первые цифрозеркалки под брендом Samsung, поддержка продвижения товаров в розничной торговле и т.д. Однако несмотря на все это, менеджеры Самсунга так и не поняли как работает фоторынок, особено фоторынок системных камер, где до сих пор, похоже, действует принцип «простенькое, да свое». Самъянг выбрал именно эту стратегию. Они начинали с относительно простых и недорогих объективов, постепенно расширяли модельный ряд и упорным трудом добились успеха. Если Самсунг тратил деньги на приобретение чужих имен и продуктов, то Самъянг, напротив, предлагает свои изделия для сбыта под другими марками (например, Walimex).

Новый хит: объективы без АФ

Один из моих собеседников заявил, что число новых неавтофокусных объективов, представленных на выставке, больше, чем автофокусных. Даже если он был заинтересованным лицом (представителем одной из фирм, выпускающей как раз объективы без АФ), мое общее впечатление было таким же. Объективы с МФ переживают настоящий ренессанс. Лучше всего это было видно на стенде фирмы Самъянг, на котором было выставлено впечатляющее число объективов самого разнообразного назначения. Токина после длительного перерыва представила объектив без АФ, причем ожидаются новые модели. Из небытия вернулась когда-то легендарная немецкая марка Meyer. Конечно, к той прежней компании новый производитель никакого отношения не имеет и это просто эксплуатация исторического названия, но сам факт свидетельствует о том, что инициаторы рассчитывают на успех. Ряд МФ-объективов выставил и российский производитель под странным именем Shvabe. Принципиальное отличие от коллег из Японии заключается в том, что последние до сих пор в состоянии изображать сложное немецкое имя 18 века: Voigtländer. Российские возобновители древней немецкой традиции потеряли по дороге буковку «c» и, возможно, перепутали «w» и «v» («Швабе» <–> «Schwabe» <–> «Shvabe»). Стенд ломографов, на котором были представлены ряд объективов без АФ, тоже пользовался популярностью у публики. Наконец, появились и китайские но-неймы, которые, как правило, очень хорошо чувствуют развитие рынка.

В беседах с участниками выставки удалось сформулировать следующие возможные причины популярности неавтофокусных объективов:
(1) автофокус не используется для видео, как минимум, профессионалами; в профессиональной видео-/киносъемке кроме оператора участвует третий человек, который устанавливает фокус по данным ему указаниям; однако, как это будет реализовывать владелец обычной цифровой фотокамеры, снимающий видео, не очень понятно;
(2) с ростом числа пикселей ошибки АФ становятся все более заметными, их труднее избежать и объектив, специально сконструированный для ручной фокусировки, дает лучший результат;
(3) для многих мотивов, например, архитектуры или ландшафтов, АФ не нужен.

Насколько это все верно, мне судить сложно. Интересно, что менеджер Токины не смог объяснить, почему фирма начала именно с 20 мм, хотя для видео такое фокусное расстояние коротковато, а для ландшафтов недостаточно, речь, напомню, шла о модели для APS-C. Возможно, главная причина гораздо проще. Рынок автофокусных объективов насыщен, поэтому производители пытаются найти новые сферы сбыта.

Как заставить «меньше» выглядеть больше

Общие впечатления от Фотокины свидетельствуют о не очень удачных попытках спрятать признаки кризиса отрасли. Площадь, занимаемая выставкой, уменьшилась. В еще используемых павильонах было много пустого, незаполненного пространства, включая увеличенные промежутки между экспозициями. Часть павильонов была закрыта, либо отдана под фотографии. Выставка фототехники начинает превращаться в фотовыставку (что само по себе может быть и неплохо!).

Экспозиция Кэнона была выстроена довольно нетрадиционно и производила странное впечатление. Около крошечной стойки, на которой демонстрировались изделия, народ, действительно толпился, но не из-за своего обилия, а по причине искусственно созданной тесноты. Это создавало иллюзию посещаемости. Витрины с объективами были установлены не вдоль стены, как это обычно принято, а в середине экспозиции, что позволяло хоть как-то заполнить пространство. По словам одного из сотрудников бюджет на проведение выставки был уполовинен по сравнению с предыдущими годами. Каталогов и другой печатной продукции обнаружить также не удалось.

Больше всего посетителей было, пожалуй, у Никона. Второе-третье место поделили Кэнон и Сони. Панасонику, возможно грозит судьба Самсунга, если судить по большой, но пустующей экспозиции.

Стенд Фуджи был, пожалуй, самым разнообразным и креативным. Он был поделен на множество отделениц (именно так) и отличался особой пестротой. Мне показалось, что многое было рассчитано на девочек (возможно, я нахожусь в плену стереотипов о том, что должно нравиться девочкам). Но пишут, что именно у них пользуются особым спросом камеры мгновенной фотографии, переживающие сейчас самый настоящий ренессанс среди молодежи.

Разное

Как обычно, краткий несистематизированный обзор отдельных впечатлений.

Дань времени: Впервые на входе на выставку проводился контроль безопасности, впрочем не слишком жесткий.

На одном из стендов сотрудник, по его словам, ранее работавший в Шнайдере и Роллее и произведший на меня впечатление инсайдера, рассказал, что в компании DHW производством заняты всего 6 человек. Для того, чтобы понять грандиозность этой новости нужно знать, что DHW – последний осколок когда-то знаменитого концерна Rollei. DHW до сих пор выпускает классические камеры прежней эпохи, двухглазые среднеформатки и легендарный узкопленочный компакт Rollei 35. Цены на них и правда не предполагают массового производства. Если я понял инсайдера правильно, часть комплектующих осталась от старых времен, что еще раз подчеркивает уникальность этого производства.

На стенде Хассельблада местный сотрудник пытался убедить меня в том, что разработка и производство техники якобы опять осуществляются в Швеции.

Никон так и не представил три компакта новой серии DL. На стенде мне было заявлено, что причина в землетрясении в Японии, внесшем проблемы в производство сенсоров. На это я возразил, что сенсоры для других камер исправно производятся, после чего разговор не заладился. В феврале 2017 года Никон заявил, что эта серия так и не будет выпущена, причем по экономическим соображениям: невыгодно.

Фирма Kaiser до сих пор делает системные увеличители, а также дополнения к ним. Чешская фирма Foma отметила очередной юбилей и продолжает производство фотопленок и необходимой фотохимии.

Стенд Манфротто оказался меньшим по масштабам чем у китайских компаний, предлагающих штативы. Интересно, что китайская компания Benro изменила свой логотип, ставший менее похожим на Манфротто. НО: появилась другая китайская фирма, чей логотип по сути копирует манфроттовский. Удастся ли угнаться за всеми китайцами?..

На стенде Novoflex’а мне объяснили малоинформативность листовки с данными о совместимости их адаптеров, которая ничего не говорила о поддерживаемом функционале. По словам сотрудника, электронику в адаптерах не поддерживает никто. Максимально речь может идти о прыгающей диафрагме, если объективы и камеры имеют соответствующие рычажки. На самом деле, адаптеры, поддерживающие электронику, есть, хотя их и совсем немного.

В частности такие адаптеры предлагает Сони для использования объективов с байонетом Alpha на камерах с (относительно) новым байонетом E. Попытка попробовать один из таких адаптеров показала особенности выставочной деятельности. Сотрудник стенда, к которому я обратился с просьбой показать адаптер EA-3 (полноформатный, но без зеркала и встроенного мотора), заявил, что он не выставлен. Это меня удивило, но чего не бывает. Тем более что Сони не особенно горит желанием развивать байонет Alpha. Однако, потом я обнаружил искомый адаптер на витрине, а приглядевшись чуть внимательнее и на стойке внутри стенда, где были выложены камеры и объективы, предназначенные для демонстрации посетителям. Обращение с той же просьбой к другому сотруднику, а точнее сотруднице, привело к нужному эффекту. Это еще раз показывает, что работу выставочного персонала (и не только) нужно контролировать.

Вообще число фирм-экспонентов заметно уменьшилось (по официальным данным с 1074 до 983), а некоторые направления были представлены очень скромно. Удивительно, но в нашу цифровую эпоху софт оказался редкой находкой. Одним из немногочисленных исключений была небольшая немецкая фирма AquaSoft, предлагающая программу для создания диашоу. Программа может сохранять фоторяд в виде модифицируемого проекта или видео-презентации. В обоих случаях возможно наложение музыкального фона. Интересно, что оболочка (= пользовательский интерфейс) AquaSoft до сих пор пишется на Delphi, а функции для расчета эффектов на C. Здесь мы обсудили применение технологий искусственного интеллекта, в первую очередь, нейронных сетей для расчета уникальных переходных эффектов.

Отдельного внимания заслуживают «сопутствующие» товары. Небольшая южно-корейская фирма предлагала технологию «воздушных подушечек», которые могут использоваться в самых разных изделиях: в обуви (фирма сотрудничает с Адидас) либо накладках на ремни сумок и фотокамер. Если у подушечек связь с фототехникой была очевидной, то это было не так заметно у автомобилей, также впервые представленных на Фотокине. Конечно, автомобили являются возможным сюжетом фотографов, но с таким же успехом можно было бы выставить все что угодно, что отражает или излучает свет, необходимый для получения фотоизображения.

P.S.: тем, кому хочется более оптимистичной перспективы, можно порекомендовать ознакомиться с официальным пресс-релизом, выпущенным по итогам выставки.

Картинок в ряд: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | .. | 54 

Южный вход [1]
Южный вход [2]
Когда-то здесь была очередь...
Главный коридор
Такие камеры все еще встречаются на выставках
Все ли тут эксперты?..
За стеклом
Темная комната
Довольно оживленно
Красная шапочка
Традиционно посетители стенда Sony больше интересовались моделями
Последние из могикан
Два адаптера
Свой среди чужих...
Никон радовал начальным уровнем
Leica оказалась среди Zuiko [1]
Leica оказалась среди Zuiko [2]
Цветнокожий
Мгновенная фотография опять в почете
Розовые мечты
Манекены предпочитают Поляроид
Судя по посещаемости Панасонику грозит участь Самсунга
Тяжелая работа
Неравный брак: Ricoh & Pentax [1]
Неравный брак: Ricoh & Pentax [2]
Без Кодака не обойтись...
Эти камеры можно увидеть только на выставке
Впервые на Фотокине
Серьезный ассортимент: ни одного автофокусного объектива
Ручная оптика сверху
Кто же их надоумил, так себя назвать...
Меньше чем у корейцев, но тоже впечатляет
Молодежь открывает Ломографию
Плохой товар в цепи не нуждается
Юпитер 3+
Сделано в Красногорске
Кому Tessar, а кому и Russar
Новая жизнь давно ушедшего бренда
Ассортимент из ниоткуда
История Фомы
Пленки и химия
Торжество черной магии
Rollei вспомнил фотографию [1]
Rollei вспомнил фотографию [2]
Целая отрасль экономики
Новый гигант штативостроения
Самое важное – фотографии...
No comments [1]
No comments [2]
No comments [3]
No comments [4]
Воздушные подушечки
Фото с авто-шоу?
Днем привокзальная площадь в Кельне выглядит безобидно

 

На первую страницу  |  Фотография