Эволюционно-психологическое обоснование либеральной государственностиАндрей Румянцев, Эволюционно-психологическое обоснование либеральной государственности, или почему принцип «чем меньше государства, тем лучше» может помочь России Полный текст статьи в .pdf-формате. Оглавление
I. Межгрупповая координация – основная задача публичной власти
1. Разница в отношениях между знакомыми и чужаками ► Изобрести что-то принципиально новое в области общественных наук непросто. Вот еще одно подтверждение. В этой статье я описываю «клиринговую» теорию возникновения государства. Согласно этой теории государство возникает как механизм координации действий групп населения, оказывающихся в разных (географических, природных, экономических) условиях, и в силу этого либо нуждающихся в помощи со стороны, либо способных таковую оказать. Как правило, на возмездной основе, пусть эта возмездность и не обязательно носит непосредственный характер. Отсюда использование термина «клиринг». Я ссылаюсь на работы авторов-антропологов начала – середины 20 века, которые предложили элементы этой теории, опираясь на данные, полученные в ходе изучения т.н. «примитивных» цивилизаций. Например, настоящим кладезем эмпирических знаний о прошлом человечества были острова Тихого океана, на которых порой на небольшом географическом удалении друг от друга существовали общества, находящиеся на очень разных стадиях развития. Но эту теорию выдвинул уже Монтескье в своих «Персидских письмах». Точнее он описал прямо противоположную ситуацию, подводя читателя к мысли о ее недопустимости (письмо XI): Представители одного небольшого народа договорились, что они будут жить свободно и каждый будет заботиться лишь о собственном благе. Но смена погодных условий (дожди и засуха) привела к тому, что урожай попеременно погибал в низинах или на возвышенностях. Однако «счастливчики» так и не поделились с теми, кто временно оказывался в сложной ситуации. Механизма, который мог бы скорректировать такое поведение, не нашлось в силу упразднения публичной власти. В результате этого и других проявлений такого «индивидуализма» народ погиб.
| ||
А. Г. Румянцев, 2011 |